Алексей (subbotin_alex) wrote,
Алексей
subbotin_alex

Category:

Почему в СССР шли гонения на рок – музыку?

Когда я в возрасте 11 – 12 лет (году так в 1980 - м) всерьёз заинтересовался музыкой,  мне пришлось столкнуться с известной проблемой: современной западной популярной музыки в свободном доступе не было! Её (за редчайшими исключениями) не крутили по радио и ТВ, и пластинок с рок – музыкой в свободной продаже практически не было.

Почему так происходило? Считалось, что зарубежная поп и рок – музыка проповедует ценности, чуждые строителю коммунизма: секс, наркотики и рок-н-ролл. Однако, официально она не была запрещена! Хотя и существовали списки групп, не рекомендованных к публичному прослушиванию (на танцах, например), любую из них можно было записать на кассету или бобину в «студии звукозаписи», которые были в любом городе, по цене 6 рублей/час.

Вероятно, существовала какая – то другая, более веская причина, по которой рок в СССР попадал тонкой струйкой, и это при том, что он (или его более лёгкая «фанковая» разновидность – диско), пользовался у молодёжи огромным спросом!

В то же самое время фирма грампластинок «Мелодия» была загружена на полную мощность: её заводы выдавали на гора огромное количество пластинок с записями советской эстрады. от трио Пугачёва – Леонтьев – Ротару, до многочисленных ВИА, в которых играли оголодавшие рок – музыканты. Надо сказать, что песни для всех них писали почти исключительно члены союза композиторов, на стихи не менее именитых поэтов.

Так вот: не смотря на вполне приличные аранжировки, сделанные хорошими музыкантами, с использованием современных качественных инструментов и оборудования, большинство этих песен слушать было решительно невозможно!

Что – то с ними было не так ...
Прошло много лет. Я на досуге занялся изучением истории рок – музыки, и узнал, что кроме кантри и блюза, в некоторых рок – композициях встречаются элементы клезмера.

Вот что сообщает Википедия:

Кле́змер (из идиш ‏קלעזמער‏‎ кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. ‏כּלֵי‏‎ [клэй] инструменты и זֶמֶר [зэмэр] напев[1]) — традиционная народная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения. Исполнители музыки в этом стиле — кле́змеры (идиш ‏קלעזמער‏‎ — ед.ч. кле(й)змэр, мн. ч. клезмо́рим/кле́змерс/кле́змер).

Истоки клезмера находятся как в древнем еврейском фольклоре, так и в музыке соседних народов, особенно бессарабской[2]. Первоначально клезмерская музыка предназначалась для исполнения на свадебных торжествах, отчего структурно соответствует традиционному обряду бракосочетания. В письменном виде слово «клезмер» в современном значении впервые зафиксировано в манускрипте XVI века. Термин «клезмерская музыка» (идиш ‏קלעזמערישע מוזיק‏‎ кле́змерише музи́к) был введён в обиход советским музыковедом Мойше (Моисеем Яковлевичем) Береговским (1892—1961) в 1938 году.


Современный клезмер звучит примерно так:


Маруся - Amsterdam Klezmer Band

Здорово, правда? Я прослушал множество клезмерской музыки, и нашёл, что её влияние на рок-н-ролл ничтожно! Зато мне стало совершенно очевидно, откуда ростут ноги у "русского шансона", да и у значительной части "советской эстрады": это, как не верти, местечковая еврейская музыка, слегка переделанная!

Продолжив раскопки в этом направлении, я наткнулся на любопытные подтверждения того, к чему я пришёл, просто слушая и сравнивакя различную музыку.

Вот что говорит Марьян Беленький, эстрадный драматург, автор монологов Клары Новиковой, Геннадия Хазанова, Яна Арлазорова, переводчик, журналист:

Говорить об этом не принято. Русские об этом не говорят из опасения прослыть антисемитами, евреи – из-за возможных обвинений в нарушении корпоративной этики.

Советский юмор был еврейским. Советская массовая песня была еврейской. Увы, из песни, как из анекдота, слов не выкинешь.
«Много песен над Волгой пропето, да напев был у песен не тот». Правильный напев был у братьев Покрасс, Матвея Блантера, Исаака Дунаевского, Сигизмунда Каца, Александра Цфасмана, Леонида Утесова, Марка Бернеса, Аркадия Островского, Оскара Фельцмана, Марка Фрадкина, Яна Френкеля, Владимира Шаинского, Яна Гальперина, Аркадия Хаславского... Список придется оборвать, иначе он займет весь этот очерк.


«Русское поле». Слова Инны Гофф, музыка Яна Френкеля, исполняет Иосиф Кобзон в сопровождении оркестра Всесоюзного радио под упр. Вильгельма Гаука. Музыкальный редактор радиопередачи «С добрым утром!» Лев Штейнрайх.
Хасидские мелодии в Израиле человек русской культуры узнает сходу. Это «блатняк», или, как сейчас говорят, «русский шансон». Правда, тексты другие. Тоника-доминанта-субдоминанта. Блатной квадрат. Сюда вписываются мелодии всех песен Высоцкого. «Русские» в Израиле поначалу очень удивляются, услышав в синагоге кантора (хазана), который славит Господа на мотив «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат». А чего тут удивляться. Источник-то один.
Советская эстрадная песня начиналась с народных еврейских мелодий:





Далее он предлагает послушать несколько вариантов одной чрезвычайно популярной еврейской песенки, но я поставлю поппури в исполнении Псоя Короленко:



А вот что сообщает нам Андрей Макаревич:

— Я стараюсь не делать таких акцентов — еврейская тематика или другая. Мы с этой еврейской музыкой выросли и живем. Вся советская эстрада — это еврейская музыка. Даже вся блатная песня — это тоже еврейская музыка. Она всегда была рядом, так что в этом нет ничего удивительного.


— Некоторые, когда видят, что почти вся советская эстрада создана евреями, начинают рассуждения, кривотолки и прочее. Я думаю, что здесь дело не в том, что это какой-то особенно музыкальный народ. Хотя, конечно, он очень музыкальный. А дело в том, что, согласно традициям еврейской семьи, ребенка нужно было обязательно отдать в музыкальную школу. Это был статус. Это было положено. Вот есть будет нечего, а в музыкальную школу он будет ходить! Еврейский мальчик — он обязательно или со скрипочкой, или с папкой для нот.

А вот ещё информация к размышлению:

РУССКИЙ КОМПОЗИТОР ЕВРЕЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

Есть песни, которые воспринимаются нами как подлинно народные, никак не связанные с авторами, их создавшими. «С чего начинается Родина?», «На безымянной высоте», «Березовый сок», «Белой акации гроздья душистые», «Это было недавно, это было давно» - на этих удивительно душевных, светлых песнях выросло целое поколение наших соотечественников. Но многие ли помнят, что все их написал Вениамин Ефимович Баснер?

С малых лет будущий композитор воспитывался в еврейском духе. Его родители в Первую мировую войну эвакуировались из Двинска в Ярославль, где и родился в новогоднюю ночь 1925 года Венечка Баснер. Оба его деда и родители, несмотря на ассимиляцию евреев в Советском Союзе, говорили на идиш. Семья была музыкальной. И дед и отец, оба портные, во время работы любили напевать еврейские песенки. Сохранилась фотография: Венечке три годика,   а  в руках у него игрушечная скрипка. «Мама вспоминала, что я увидел ее в витрине магазина и не хотел никуда уходить, пока не купили. Так вот выбрал сам свою судьбу».



Потом была учеба в Ярославской музыкальной школе имени Собинова по классу скрипки, музыкальное училище, Ленинградская консерватория, которую Баснер окончил в 1949 году тоже по классу скрипки.
В последние годы жизни Баснер активно участвовал в создании еврейского музыкального театра в Петербурге, где такого театра не было никогда за всю трехвековую историю города. Являлся его художественным руководителем. «Я русский композитор, еврей по национальности, - говорил Баснер. - Родился в центре России, всю жизнь впитывал русскую культуру, взгляды мои формировались на русской литературе и философии. Но меня всегда волновала судьба искусства еврейского народа, особенно музыки».



В этой замечательной песне "С чего начинается Родина?" есть слова: "А может она начинается, с той песни, что пела нам мать"? Автору мать, очевидно, напевала старинные мелодии еврейского народа... И скажите мне: что может лежать в основе его музыки? Ответ, по - моему, очевиден...

А теперь я попробую ответить на вопрос, поставленный в названии поста: действительно,почему в СССР шли гонения на рок – музыку? Ответ, как мне кажется, напрашивается сам собой: поскольку музыкальную индустрию в СССР почти полностью контролировали люди одной национальности, продвигая свои древние музыкальные традиции, они не пускали на рынок (а он, как ни странно, существовал и в СССР), другую народную яркую музыку, буть то англо - американский блюз, кантри, ямайский регги или русские частушки и страдания. Всё это могло поколебать их монополию, а значит, прощай баснословные гонорары и авторские отчисления...



Как - то так!


Tags: СССР, история рок-музыки, лехаим!, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “лехаим!” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments